лого

Линейный корабль Полтава, Английская набережная

В начале нулевых, когда фотография ещё не занимала всё моё свободное время, нас от школы водили с экскурсией на тогда только что построенный парусник Штандарт. Судно меня так впечатлило, что следующий год я посвятил изготовлению его в меру кривой модели. Сделал, поставил на полку и забыл. Периодически наблюдая фрегат то на Алых парусах, то ещё где-то (например на полке). Недавно энтузиасты достроили реплику ещё одного парусника - теперь уже линейного корабля Полтава. Этого красавца поставили участником парада на день ВМФ, водили туда экскурсии и в целом при взгляде со стороны создаётся ощущение, что город поддерживает такой проект. И это безусловно замечательно.
А что Штандарт? Как выяснилось, ему запретили вход в воды России из-за несоответствия современным требованиям безопасности. Судно построено по образцу корабля начала 18 века и формально скорее всего действительно устарело.
Опустим ехидство, что моря Европы безопаснее наших и задумаемся: вот если всё окружающее пространство топит за патриотизм, милитаризацию населения и почитание подвигов предков, как такое могло произойти? Или у нас главное делать что угодно, лишь бы вышло через жопу?
Таких кораблей во всём мире несколько десятков, исторических копий ещё меньше, таких красивых - единицы. Ну окружили бы его буксирами и спасателями в особо сложных местах, если действительно так беспокоятся за безопасность.
Посмотрим сколько продержится Полтава

DJI_0591_к.jpg панорама из 2 горизонтальных кадров на 28мм в два ряда
лого

Шаланда Онежская, Финский залив

Вряд ли пара фотографий разбившихся кораблей делает меня экспертом в этом вопросе, но в данном случае я почти уверен, что причиной посадки судна на мель стали комары, сожравшие капитана

DJI_0767_к.JPG панорама из 6 горизонтальных кадров на 28мм в два ряда, проекция на плоскость
лого

Большеохтинский мост

Не то что бы я часто рефлексировал на тему своих фотографий, но уже давно есть подозрение, что если отрешённо взглянуть на их подборку, скорее всего она меня не заинтересует. И вряд ли дело в том, что я автор, ведь раньше весь этот закатно-подсветочный винегрет ещё как меня радовал. А сейчас... Нет, наверное, если мне дадут два одинаковых кадра - один с красным небом, другой с атмосферным утренним моментом, я по-прежнему зацеплюсь за первый, посчитав второй в чём-то неполноценным - вроде как если в кадре есть фонари, они должны светиться. Но ведь это так странно!
Вообще схожая история была с портретами, когда в какой-то момент пришло понимание, что в избранном у меня одни работы, а снимаю я совершенно другие. Снимаю по каким-то иным критериям, которые хоть и придумал сам, но никакого отношения к желаемому результату они не имеют. Почему? Да кто его знает. К примеру нравятся мне некоторые работы Сафина, но попытка снять что-то подобное со светом, ассистентами, штативами и кучей обработки вряд ли приведёт к желаемому результату. А делать фотографию с пересветами, размытием где не надо и проваленными тенями я почему-то не готов. Закономерный итог - не снимать в принципе. С городом не всё так критично, но перспектива получить очередной штампованный вид без воздуха, с моментом настолько редким, что часть аудитории и вовсе не поверит в его реалистичность, с каждым разом становится всё менее желанной.
С другой-то стороны, ведь куда лучше определиться со своим жанром и клепать однотипные работы долгое время, получив по итогу парочку действительно достойных, чем прыгать из жанра в жанр, не успевая вырасти из среднячка и не получив в итоге вообще ничего.
Дилемма.


панорама из 4 горизонтальных кадров на 28мм в два ряда, проекция ведутисмо, композитное изображение - небо снято примерно за 10 минут до включения освещения, дубли для устранения пересветов, ретушь визуального мусора

лого

Стадион Газпром-Арена

Друзья, у меня появилось желание увидеть этот  кадр в распечатанном виде в большом формате.
Печатать лично и потом куда-то сбывать принт я не хочу, поэтому есть предложение: если кто-то хочет получить отпечаток по себестоимости - напишите мне на почту или ВК (указаны в первом посте) - решим как это сделать.
С моей стороны есть несколько условий:
1. Размер принта от 100х70см до 150х100 на ваш выбор.
2. Печатаем в проверенной лаборатории, для меня это Яркий Мир (на Просвещения), Foto-One и Белая радуга. Можете предложить свой вариант, обсудим.
3. С вас фото принта в интерьере, плюс при получении хочу его посмотреть вживую.
4. Я не против использования в офисе и т.п., главное чтобы без прямых продаж.

По стоимости с жёсткой основой 100х70 выйдет около 5-7 т.р. в зависимости от лаборатории и выбранных опций. Расплачиваетесь вы соответственно только с ними.

Предложение по понятным причинам актуально только для питерцев. Первый кто напишет - тот и молодец. Как только найдём друг друга - допишу об этом в посте.
Upd. Нашли

DJI_0036_1_к.jpg панорама из 6 горизонтальных кадров на 28мм в два ряда, проекция ведутисмо, композитное изображение - небо снято примерно за 15 минут до включения подсветки, дубли для устранения пересветов, ретушь визуального мусора
лого

Морской вокзал, Большая Нева

Архитектура вокзала, прямо скажем, на любителя, зато посмотрите какой мост красивый на заднем плане!

DJI_0004_к.JPG панорама из 6 горизонтальных кадров на 28мм в два ряда, проекция ведутисмо, композитное изображение - небо снято примерно за 10 минут до включения освещения, дубли для устранения пересветов, ретушь мусора
лого

Выборг

Каждый раз, гуляя по Выборгу или Кронштадту, замечаю за собой мысли из серии "круто бы тут жить, бродить по узким улочкам и проводить вечера на уютных набережных". Несмотря на то, что города загнивают, колорита в них по-прежнему вагон и при взгляде со стороны это подкупает.
Но отсутствие телепорта и перспектива загнить вместе с городом из-за дальней дороги, быстро ставят на место, отбивая желание даже начинать лежать в направлении мечты.
Центр Питера ничуть не менее колоритный, но совместить проживание в нём со второй, более важной потребностью - красивым видом из окна, вряд ли возможно за одну жизнь простого, не торгующего нефтью, фотографа. И сопоставив желаемое с действительным, с этим оказалось достаточно легко смириться.
Но вот недавно снимал обычную школу на Васильевском острове, чей фасад больше походит на купеческую усадьбу и совершенно не соответствует той панельной коробке, которая всплывает в воображении при упоминании данного заведения, и никак не мог отделаться от ощущения, что настолько буквальная близость к прекрасному не может не менять человека. Я не жил в центре и мне сложно оценить степень его влияния на личность, её образ жизни, досуг. Поэтому спрашиваю у вас: действительно ли при схожем жизненном укладе, старый город дарит больше вдохновения и всего описанного выше, в отличие от периферии? Я не предлагаю сравнивать Невский и Мурино, ровно как нет смысла искать различия жизни в пентхаусе на Добролюбова и в студии на Парнасе. Речь про один слой общества и оправданность тех усилий, которых стоит центр. И стоит ли вообще?

DJI_0022_к.jpgпанорама из 6 горизонтальных кадров на 28мм в два ряда, проекция ведутисмо, дубли для устранения пересветов, ретушь визуального мусора
лого

Форт Александр I, Кронштадт

Вряд ли кого-то удивлю, сказав, что с возрастом ход времени ощутимо ускоряется. А вот то, насколько он ускоряется, удивило меня самого. Я был готов к тому, что дни и даже недели будут проживаться быстрее, но когда год проходит за пару месяцев - немного пугает. В какой-то момент десятидневные походы стали длиться по три дня (дорога туда, один запоминающийся день посередине и дорога обратно). Поездки на меньший срок реально вспомнить разве что по фотографиям. Будто это было вчера, я помню, как волновался, снимая влюблённую пару на свой первый фотоаппарат. Они кстати уже разбежалась и их дети от других людей давно ходят в школу. А на месте тех забавных камушков в форме улыбки, которые мы нашли в заливе год или два назад, за десять лет построили огромный город.
Но сегодня не об этом.
Из всей этой сверхзвуковой телепортации в старость, уловил две мысли, которыми хочу поделиться.
Первая несерьёзная: если в речи человека проскакивает фраза "как время летит" - знайте, ему больше 25. В мире, где понять по виду 17 девушке или 27, возможно кому-то это пригодится.
Вторая мысль чуть серьёзнее: не стоит бояться увлекаться теми вещами, в которых длительный период обучения. Мне было 24, когда я впервые сел на мотоцикл. Если кто-то из моих сверстников увлекался этой темой, то делал это со школы, уже имея большой опыт. Это смущало и отпугивало меня - чего я буду как дурак великовозрастный. Тогда пересилил, а сейчас, катаясь шестой сезон, разницы когда начал уже и нет. Как нет смысла бояться вещей, которые дадут результат через год-другой - вы только подумаете, что год начался, как он уже заканчивается.
И вообще, прописная истина, что никогда не поздно, оказывается не только до жути банальная, но и на удивление работающая. Периодически вспоминаю историю самого долго работающего продавца мороженого (странная у него мечта, конечно), который посвятил этому делу 30 лет, начав в 60!
Наверное тянуть до пенсии не стоит, но и отмазы вроде "время ушло" в подобном контексте звучат забавно

DJI_0548_к.jpgпанорама из 6 горизонтальных кадров на 28мм в два ряда, проекция панорамы на плоскость
лого

Стадион Краснодар

Не люблю новые термины. Особенно если их суть легко передаётся при помощи старых. Видели бы вы выражение моего лица, когда я впервые услышал слово "верторама" - это же праздник словоблудия какой-то! Но сегодня не об этом.
Бывают и исключения. Так недавно понял, что слову "уважение" не помешало бы придумать аналог. Сам термин исказился настолько, что зачастую понять его значение, можно лишь проанализировав внушительный прицеп из контекста, воспитания и осознанности "уважающего".
Поясню парой вопросов.
Вот например начальство нужно уважать потому что люди работали-добились или потому что власть, потому что страшно? В идеале конечно первое, на деле часто второе. Впрочем, это не вопрос терминологии.
По своему определению, уважение должно быть основано на признании чьих-то достоинств.
Но как тогда быть с идеей взаимоуважения, которая на корню перерубает заслуженность такого отношения? Ведь имея фоном уважение ко всем, мы дискредитируем само понятие и теряем возможность выделить кого-то конкретного с его помощью. Так если я уважаю всех, ну скажем добропорядочных, людей, то будет странно делать акцент на том, что я уважаю своего учителя, который и без того входит в упомянутую выше категорию. Или я его "очень сильно" уважаю? Или может дважды уважаю?
Кстати почему нужно уважать по умолчанию всех старших? Или это только в моём мире до пенсии доживают как достойные люди, так и всякая шушера? Да, раньше сам факт прожитых лет свидетельствовал о недюжих способностях человека, но времена меняются, а вместе с ними меняются и понятия.
Наверняка многие не согласятся с написанным выше, но посудите сами: чтобы понять что есть плюс, нужно обозначить что есть минус и где есть ноль. Именно этим нулём я и вижу "взаимоуважение". Ведь нет ничего плохого в том, чтобы не уважать кого-то. Возможно об этом не стоит кричать на каждом углу, но и приписывать такому обороту излишний негатив тоже незачем. Вот смотрите: у вас не будет любимого блюда, если вы ко всей еде относитесь с одинаковой симпатитей. Вы не сможете послушать любимую песню, если они у вас все любимые.
И скорее всего сейчас проблема именно в слове, потому как, привыкнув использовать термин не по назначению, мы уже вряд ли сможем вернуть ему правильное понимание. Как минимум потому что ниша "взаимоуважения" останется пустой - чем заменить это понятие не знает даже гугол. Впрочем как нет и нормальных синонимов к самому "уважению". "Почтение" и тем более "пиетет" - так себе альтернативы.
Нужно что-то новое. Быть может какой-то не прижившийся в другой области термин.
Верторама?

DJI_0456_к.JPG панорама из 8 горизонтальных кадров на 28мм в два ряда, проекция ведутисмо, дубли для устранения пересветов
лого

Сухогруз Рио, Кабардинка

Сегодня мне 30.
Пара месяцев самоубеждения не прошли даром и доселе заманчивая идея напиться в этот день до беспамятства, выключив телефон и дверной звонок, уже не выглядит столь притягательной (хотя ещё не вечер).
Хочется выложить какой-то жизненный текст - так сказать выжимку того, с чем я подошёл к четвёртому десятку, но писать что-то новое давно нет желания, а в файлике с заготовками постов остался только один, который пару лет не выкладываю, посчитав его слишком личным. Перечитал ещё раз и... в общем пофиг. Дальше сам пост
В голове крутятся две мысли.
Первая: разница между искусством и творчеством. Вопрос не нов и все ответы давно даны. Но выработать собственное понимание этой темы однозначно стоило.
Я например ремесленник и потому вопросы вроде "что хотел сказать автор" давно не ставят меня в тупик. Потому что ничего не хотел сказать. Разве что иногда "хрен ты так снимешь", но это частности. Куда чаще мои фотографии - констатация красоты и ничего более. И объяснение этому простое: творчество, в отличие от искусства, направлено на самого автора - он закрывает какие-то его личные потребности или дыры в душе, а не пытается повлиять на аудиторию.
Кстати при меньшем, чем в искусстве, количестве пафоса, такой подход несёт и ряд плюсов: так например я не боюсь быть неоригинальным, переснимая за другими авторами, не боюсь сделать что-то бессмысленное, ведь мне не надо ничего доказывать зрителю, только себе, пусть иногда косвенно через одобрение того, кто смотрит.
Каковы мотивы деятелей искусства не рискну говорить, от меня это далеко.
Вторая мысль: здоровые люди не снимают. Опустим шутку "муж фотограф - горе семье" и сделаем пару уточнений. Во-первых речь преимущественно про ориентированных на результат и обязательно увлечённых фотографов. Так примерный семьянин, выбирающийся по выходным в парк с фотоаппаратом, и получающий удовольствие от процесса съёмки, мало чем отличается от рыбака или авиамоделиста. Нам нужно именно остервенелое желание снимать. Во-вторых конечно в моей теории будут исключения как реальные (людей много и они разные), так и не очень - не все склонны к рефлексии, да и те, кто склонны, не факт, что докопались до главного движителя своей активности. То есть они не могут ответить на вопрос зачем снимают.
А первопричина вероятнее всего кроется в комплексах, неудовлетворённости и попытках что-то кому-то доказать.
Возможно себе, возможно себе через окружающих. Есть что-то схожее с моим описанием творчества, правда?
Что интересно, несколько авторов, с которыми удалось пообщаться на эту тему, подтвердили мои мысли. Не буду останавливаться на том, зачем снимаю я, но малоприятный факт: чем хуже моё настроение, тем больше и лучше я фотографирую - подтверждает себя с завидной регулярностью.
К чему веду: если в какой-то момент вы увидите, что автор забросил фотографию - порадуйтесь, возможно у него наконец всё наладилось.

DJI_0406_к.jpg панорама из 6 горизонтальных кадров на 28мм в два ряда, проекция на плоскость